1. 1. Проверяем учредительные документы, заказываем выписку ЕГРЮЛ.

    2. Требуем у продавца бухгалтерские отчеты и справку об отсутствии задолженностей. Просим оформить на себя доверенность и самостоятельно запрашиваем аналогичные документы в налоговой. Данные  действия необходимы для того, чтобы избежать обман. В договоре с продавцом Вы можете прописать пункт об ответственности, в случае умышленного искажения данных.

    Вадим Жартун, директор группы компаний «Nova Team»:

    Если Вам не могут или не хотят предоставить данные по выручке, то в 99% случаев Вы имеете дело не с бизнесом, а с «имущественным комплексом». Разница между этими понятиями колоссальна: бизнес — это то, что приносит прибыль, а имущественный комплекс — это помещение, б/у оборудование, товарные остатки и персонал, которые работают в убыток или, в лучшем случае, в ноль. В последнем случае оценивать можно разве что остаточную стоимость оборудования, иногда — ещё и договоры аренды и лицензии, которые сложно получить другим путём. Вложенные продавцом средства и грандиозные перспективы не стоят ничего. Суммы в результате такой оценки получаются смешные, поэтому адекватному продавцу в первую очередь самому выгодно доказать, что продаёт он именно бизнес — живой и прибыльный.

    Сложности с подтверждением оборотов возникают чаще всего у розничных бизнесов, принимающих у физических лиц наличные платежи (сфера услуг, торговля, мини-отели, автосервисы), либо у работающих «в серую». Бухгалтерский учёт в них не отражает реальной картины, а управленческий либо отсутствует, либо может быть сфальсифицирован. Самый надёжный способ проверки таких бизнесов — наблюдение. Если речь идёт о магазине, можно потратить два дня (рабочий и выходной), чтобы посчитать реальную проходимость, количество чеков и их средний размер.

    Там, где прямое наблюдение невозможно, например, в интернет-магазине, имеет смысл провести выборочную проверку. Взять у продавца бизнеса номера телефонов клиентов за разные периоды и прозвонить им под предлогом изучения удовлетворённости клиентов качеством услуг.

    Если бизнес жёстко сезонный (продажа ёлочных игрушек, прокат велосипедов, водные экскурсии, продажа рассады), а покупаете Вы его в несезон и наблюдать сейчас нечего, можно попробовать проверить прямые затраты за прошлые периоды.  Количество закупленных упаковочных материалов, затраты на горючее или электроэнергию, выплаченные персоналу комиссионные, закупки продуктов питания – могут о многом рассказать. Если упаковка не закупалась — продавался ли товар? Если горючее не тратили — были ли экскурсии? Разумеется, чтобы это понять, нужно хорошо представлять себе структуру расходов в этой отрасли.

    Кроме того, бывают ситуации, когда проверка выручки невозможна в принципе. Например, кто-то построил завод или магазин и не успел вывести его на плановые обороты или даже просто запустить, когда возникла необходимость в его продаже. Верхняя планка цены в этом случае понятна — остаточная стоимость оборудования и зданий. А нижняя? Стоят ли они вообще хоть что-то, способны ли приносить прибыль или станут бессмысленной потерей денег? Ни продавец, ни покупатель не могут быть достаточно объективны в этом вопросе, поэтому ответить на него может только маркетинговое исследование, проведённое независимыми специалистами.

    3. Проанализируйте клиентскую базу.

    4. Соотнесите предъявленный Вам перечень движимого и недвижимого имущества  с тем, как реально обстоят дела.

    Далее нужно убедиться в том, кто является собственником недвижимости и оборудования. Если фирма – то в документах должно быть прописано её наименование (такое, с каким вы её приобретаете). Если учредители, то оформлены соответствующие договоры аренды. Здесь стоит обратить внимание на наличие или отсутствие обременений на имуществе, а также на срок договора аренды.

    5. То же самое касается договоров аренды площадей со сторонними арендодателями и договоров с поставщиками. Проверьте срок и условия расторжения, иначе Вы рискуете остаться без ничего, через пару месяцев после приобретения  бизнеса.

    6. Узнайте о уже заключенных договорах, продолжающих свое действие и предварительных договорах. Какие есть долговые обязательства, незавершенные сделки, обязанности действий в будущем, права требования по отношению к компании. Проверьте, нет ли долгов по аренде, долгов поставщикам, невыплаченной зарплаты и иных задолженностей.

    7. Уточните судьбу интеллектуальных прав компании.

    8. Разузнайте о репутации это фирмы и её продавца.

    9. Не лишней будет аудиторская проверка на возможность банкротства.

    10. Разберитесь, как строились отношения  с работниками, как заключены договора.

    11. Проверьте, были ли трудовые споры, судебные дела и досудебные разбирательства.

    12. Выясните реальную причину продажи бизнеса. Вы можете включить в договор пункт о том, что продавец не имеет права создавать аналогичный бизнес в течение трёх лет. Также Вы можете прописать другие гарантии для сторон.

    13. Наймите оценщика, который даст независимую оценку стоимости конкретного бизнеса.

    В рамках оценки стоит просчитать все затраты и убытки на восстановление должной работы организации. Помимо этого нужно просчитать среднемесячные расходы и сравнить их с обещанными и возможными доходами. Рентабелен ли бизнес?

    14. Зачастую всегда есть смысл нанять специалистов в сфере проверки бизнеса. Профессиональных юристов, аудиторов, оценщиков, маркетологов. Они смогут беспристрастно и квалифицированно прояснить для вас ситуацию. На основании их проверки, Вам будет легче принять правильное решение.

    К сожалению, мы не всегда можем помочь – делится директор группы компаний «Nova Team» Вадим Жартун.

    Например, для микробизнесов стоимость проверки может оказаться сопоставимой со стоимостью самого бизнеса. В остальных же случаях мы настоятельно рекомендуем покупателям обращаться за проверкой.

    Сaveat emptor — говорили древние римляне – «покупатель, будь осторожен». Эта поговорка была актуальной тысячи лет назад и, видимо, такой и останется впредь.

     

    Автор: Регина Шагеева

Понравилось:
1 людям
Оценить:

Другие актуальные новости