Покупка готового бизнеса в наши дни перестала быть чем-то сверхъестественным. Однако основным вопросом остается его стоимость. Она и играет важнейшую роль при принятии решения о покупке.
Стоимость готового бизнеса
В большинстве случаев, суммы, которые готов заплатить покупатель, и суммы, которые хотел бы получить продавец, сильно отличаются от реальной стоимости бизнеса.
Цена готовой организации состоит из следующих показателей:
	- материальные активы;
 
	- нематериальные активы;
 
	- срок окупаемости, который не должен превышать 2-х лет;
 
	- репутация компании;
 
	- бухгалтерская стоимость.
 
Таким образом, основными показателями являются окупаемость готового бизнеса и его способность производить прибыль. Соответственно, максимальную цену можно получить при продаже бизнеса, если он находится «в расцвете». Материальные составляющие производства стоят на втором плане при выставлении цены.
Также может продаваться и убыточная компания. Однако приобретают ее только в случае, если покупатель уверен, что через определенный срок он сможет начать получать прибыль.
Как правило, продажа успешной компании обусловлена тем фактором, что предприниматель по определенным причинам нуждается в средствах.
Еще один вариант – перепродажа бизнеса. В этом случае предприниматель приобретает готовое предприятие, не приносящее особого дохода, проводит реструктурирование предприятия:
	- меняет название;
 
	- продлевает срок аренды;
 
	- делает ремонт;
 
	- осуществляет некоторую маркетинговую деятельность.
 
После чего компания продается на 20-30% дороже стоимости покупки. Однако хорошо заработать, перепродавая предприятие, удается только в эпоху кризиса. На этом этапе стоимость готовой компании снижается до минимума.
Сколько стоит бизнес в различных сферах предпринимательства?
Несмотря на достаточно высокие цены, готовый фирма в сфере производства пользуется большей популярностью. Цена предприятий начинается от 1 000 000 рублей и доходит до 100 000 000 рублей.
Не меньшей популярностью пользуется среди покупателей бизнеса и сфера общественного питания. Продажа ресторанов, кафе и других точек общепита за последние годы возросла в несколько раз. По данным экспертов, 90 % таких предприятий сменили владельцев за последние 3 года. Средняя стоимость:
	- кондитерских – от 150 тысяч рублей;
 
	- йогурт-баров – от 600 000;
 
	- кафе – от 750 000;
 
	- баров – от 3 000 000;
 
	- ресторанов – от 5 000 000  
 
На третьем месте находится сфера услуг. Чаще всего продаются салоны красоты, фитнес-клубы и туристические фирмы. Большое значение в формировании цены играет местонахождение предприятий. Стоимость таких предприятий варьируется от 200 000 рублей до нескольких миллионов.
В сфере медицины и фармакологии чаще всего продаются аптеки. Связано это с тем, что, как правило, популярностью в этой сфере пользуются центры, предоставляющие определенные медицинские услуги. Средняя стоимость:
	- аптеки – от 800 000 рублей;
 
	- стоматологической клиники - от 4 500 000 рублей;
 
	- медицинской лаборатории – от 1 500 000;
 
	- медицинского центра – от 6 200 000.
 
В торговле наблюдается следующая ситуация: покупателей не интересуют малые торговые точки. В основном наблюдается спрос на магазины, приносящие неплохую прибыль владельцам. Однако цены на готовый бизнес в этой сфере значительно ниже, чем в производстве и фармакологии, и начинаются от 150 000 рублей.
Сложная ситуация наблюдается в сфере строительства. Как правило, продаются компании, у которых нет наработанной базы клиентов, в то время как покупатели приобретают только те фирмы, у которых уже есть наработанная клиентура и стабильный доход. Стоить такое предприятие будет от 2 000 000 рублей.